Золотодобытчики призвали выйти из юридического тупика и решить казус ОЗУ

Новосибирск, 30 октября - DIXINEWS.

Золотодобытчики обратились в Госдуму и правительство РФ с просьбой устранить правовой казус в сфере особо защитных участков леса. 

Об этом пишет издание "Российская газета".

Как сказано в сообщении, два документа по-разному трактуют возможности добычи золота на подобных участках, что мешает работе старателей. Кроме того, компании призывают актуализировать сведения в лесном реестре.

В ноябре 2020 года начнёт действовать "регуляторная гильотина", в связи с чем добытчики высказали своё мнение. В частности, глава Союза старателей России Виктор Тарановский отметил, что РФ занимает первое место в мире по добыче россыпного золота - модернизированного старейшего метода добычи, когда намывали золото. И, несмотря на то, что технологии добычи изменились, места работы остались прежними - долины рек и ручьёв. Чтобы получить разрешение работать на конкретном участке, нужна лицензия от Роснедр, и цена вопроса может достигать сотен миллионов рублей.

Казус заключается в следующем - приобретая лицензию, золотодобытчик обязан проводить работы на участке. Но зачастую выясняется, что участок тот находится в границах особо защитных участков леса, и работы нужно остановить. А останавливая работы, компания может потерять лицензию. Всё это несёт огромные расходы для золотодобытчика и потерю золота для государства. Если устранить противоречия, то добычу драгметалла можно увеличить на 25-30%, что приведёт к росту налоговых отступлений.

Поэтому старатели призывают разорвать вышеописанный замкнутый круг. Так, в начале 2020 года о ней уже говорил бизнес-омбудсмен Борис Титов, который после обращения золотодобывающих компаний Забайкалья направил соответствующие предложения в Минприроды. Ведь именно в Забайкалье от 20% до 80% площадей на участках с действующими лицензиями занимают ОЗУ. Проблема актуальна также и для Иркутской, Амурской областей и других регионов.

После действий Титова в СМИ появились публикации, которые подтверждали наличие административного барьера в виде запрета на добычу золота в ОЗУ. Титову ответили, что рекомендовано переводить земли лесного фонда в земли иных категорий, старатели подтвердили получение таких рекомендаций от Минприроды. Однако на практике добиться этого крайне сложно, а нахождение таких участков в глухом лесу фактических делает это невозможным. Кроме того, так как участки используются временно, переводить их в другие категории нецелесообразно, и ограничено законом.

Но это ещё не все проблемы. Второй барьер заключается в достоверности сведений, внесённых в государственный лесной реестр, который нужно актуализировать.

В качестве примера издание приводит процесс в Московском арбитражном суде между "Ксеньевским прииском" и Рослесхозом. Суд удовлетворил иск компании, придя к выводу, что в гослесреестре есть недостоверные сведения об ОЗУ, статус которых не давал старателям работать на таких участках. При этом бездействие сотрудников Рослесхоза суд признал незаконным. Поэтому, решение в пользу добытчиков может стать знаковым для всей отрасли.

В материалах дела говорится, что "Ксеньевский прииск" не раз обращался в Минприродресурсы Забайкальского края с заявлением провести госэкспертизу проектов освоения лесов арендуемых лесных участков, но госэкспертиза вынесла на все проекты отрицательное заключение. Ведомство указывало в качестве причины то, что в реестре указанные участки являются ОЗУ. Как установил суд, Рослесхоз отказывался править реестр, ссылаясь на отсутствие финансирования. Также ответчик не предоставил документов, доказывающих, что участки оформлены как ОЗУ. Короче говоря, суд пришёл к выводу, что исправлять данные реестра должен Рослесхоз.

Отмечается, что появление чётких и внятных требований, которые можно ввести в рамках регуляторной гильотины, жизненно важно для золотодобывающих компаний. И первым и логичным шагом выглядит правка распоряжения №849 об ОЗУ, чтоб добытчики спокойно добывали золото для страны, доходы от экспорта которого в 2020 году оказались выше доходов от экспорта газа.